Ксенон в штатную оптику

Уже больше десяти лет прошло с момента популяризации нештатного ксенонового оборудования. Но насколько они сегодня безопасны для водителей встречных машин?

Поводом для написания этой статьи стал случай — как-то вечером на выезде из Киева я обратил внимание, как на посту ГАИ инспектор стоял перед каким-то автомобилем с девушкой-автовладельцем и показывал ей на горящие ослепляющим ярко-голубым светом головных фар и противотуманок. Это же надо было установить такой ксенон, что даже гаишники, которые практически никогда не останавливают из-за ксенона, не выдержали и решили сделать замечание неопытной, наверное, блондинке.  Так как же обстоят дела с неоригинальным ксеноном сегодня?   

 Пока жесткого запрета на установку газоразрядного ксенонового света в Украине нет. Это требование, возможно, появится в законе о дорожном движения, где правила дорожного движения будут прописаны отдельным законом (ранее ПДД были подзаконным актом). Ну а пока проанализируем ситуацию с тем нештатным, т.е. установленным или предлагаемым для установки в галогенную оптику, ксеноном, который присутствует на нашем рынке.

Лет пять назад в разгар моды на неоригинальный ксенон можно было услышать множество негативных отзывов от тех, кто много времени проводит за рулем. Водители машин с неоригинальным ксеноном были мало осведомленные тем, что их фары слепят других водителей и как этот негативный фактор уменьшить. Но шло время, неоригинальный ксенон усовершенствовался, автолюбители становились сознательнее и грамотнее, поэтому, как показал анализ работы фар в темное время суток, количество, а точнее «процент» от общего числа, машин со слепящим неоригинальным ксеноном за эти годы мало изменилось.

 

Да, остаются те, кто не знает или игнорирует ряд обязательных правил эксплуатации и установки неоригинального ксенона. К ним относятся необходимость поддержания стекол фар в чистом виде (иначе слой грязи преломляет свет, обеспечивая слепящий эффект), а также точные и правильные регулировка фар и пользование ручным механизмом (корректором) управления световым потоком фар при разной загрузке автомобиля.

То, что общее количество слепящих фар особе не увеличилось обусловлено вовсе не «прикрытием» ксенонового бизнеса в Украине, а наоборот – представители этого бизнеса и те, с кем они работают усовершенствовали конструкцию этого самого неоригинального ксенона.  

Улучшения качества работы не заводского ксенона добились несколькими путями. Первый – самый простой. Производители газоразрядных ксеноновых ламп из Поднебесной нанесли на колбу лампы в определенных зонах специальное покрытие, это новшество позаимствовано с оригинальных газоразрядных ламп с индексом «R» (D1R,  D2R, D3R и др.), устанавливаемые заводами изготовителями на конвейерах в рефлекторную ксеноновую оптику. Оно перекрыло излучение паразитирующих лучей света в те направления отражателя фары, которые создают слепящий эффект. При этом световое пятно стало немного четче, но все же распределение света не получило идеальных характеристик. Второй путь – самый оптимальный и эффективный. Под ксеноновые комплекты стали делать специальные линзовые модули, которые размещаются внутри фары.

Ксеноновый модуль включает в себя, собственно, линзу, компактный отражатель и шторку, формирующую правильную «линию» распределения света. В биксеноновых линзах эта шторка подвижна и управляется с помощью электромагнитного привода. Последний подключается к плюсовому проводу дальнего света при установке билинз в оптику с раздельным ближним/дальним светом фар, а в совмещённых (H4), используется вспомогательная коммутационная проводка Водитель включает дальний свет, шторка открывается, и весь световой поток через линзу подается перед автомобилем на дорогу и вдаль. Интересно, что граничная линия освещения в линзе получается очень правильной и полностью соответствует требованиям ПДД.

Таким образом эффект ослепления неоригинального ксенона удалось ликвидировать. Ситуации, когда же при наличии линз, выходит ослепить других учасников дорожного движения, лежит на совести водителя, который при загрузке  авто не регулирует ручным корректором фар направленность света, и забывает мыть загрязненные стекла фар. Можно, конечно, установить и автоматический (динамический) корректор фар и фароомыватель, но это дополнительные расходы. Так оригинальная система динамической регулировки фар обойдется в не одну тысячу гривен, а на многие модели авто вы ее просто не найдете. А неоригинальные универсальные автокорректоры в Украину практически не завозят. При доставке под заказ он обойдется в $150-200 за комплект.

Ксенон-комплекты

Как и несколько лет назад на украинском рынке в основном представлены комплекты «ксенона» из Китая. Но цена на эти комплекты может сильно отличаться – от $55 до $160. На ценообразование влияет мощность ламп – бывают от 35 Вт  до 50 Вт, а также эффективность работы ламп и ресурс системы. Последний параметр в последние годы выровнялся, а вот по качеству светового потока разница остается. В более дорогих комплектах MLux применяются лампы, сделанные на базе колб Philips. По светоотдаче они на 10-20% выше, чем у более дешевых аналогов.  

Линзы

На сегодняшний день ксеноновые модули, называемые в народе просто билинзами, прошли несколько этапов модернизации. Последнее и предпоследнее поколение линз G5 и G6 (Q5) уже обладают оптимальными параметрами (надежность, ресурс, светопередача), которые позволяют им конкурировать с конвейерным ксеноном. Кроме того, в отличии от прошлых поколений линз, новые поставляются отдельно от декоративного колпака – маски и кольцевых габаритов типа «ангельские глазки». В поколении G1, G2, G3 это была единая конструкция, очень дорогостоящая и трудноразборная, а значит сложноремонтируемая. Кроме того, появилась возможность подобрать декоративную маску билинзы под внешний вид самого автомобиля.

G5 и G6 (Q5) отличаются размером линз. Последняя — увеличенного размера, а значит с лучшей светопередачей, но более тяжелая (430 г против 270 г). Помимо классической «линзы» G5 существует ее модификация, создана китайскими инженерами – G5 Ultimate. Этот ксеноновый модуль имеет иную геометрию отражателя и другую линзу. В комплексе это увеличило ширину и высоту (глубину) освещаемой зоны, а также улучшило качество освещения центральной зоны – прямо перед автомобилем. Линзы G5 Ultimate стоят где-то на 30-40% дороже, чем обычные  G5 – $70-79 в сравнении с $40-45 .

Монтаж в фары

Многие думают, что установить «линзы» в фары – это очень сложно. Но в действительности все гораздо проще. Эти ксеноновые модули устанавливаются путем крепления к штатному отверстию фары, куда вставляется «родная» галогенная лампа. Имеющиеся вырезы этого отверстия для правильного размещения лампы в фаре позволяют установить «линзу» и одновременно ее отцентровать. Наибольшие проблемы с установкой «линз» возникают в фарах, у которые стекло приклеено к корпусу, а не посажено на термогерметик. Последний легко отогревается феном, что позволяет снять стекло, а потом, после монтажа линзы, также его поставить. Там где используется клей, наши мастера аккуратно разрезают корпус фары, а после монтажа биксеноновых модулей, спаивают его обратно. Эта технология в ремонте заметно дороже. Иногда выгодно купить неоригинальные фары со стеклом на термогерметике и в них уже установить «линзы». А свои родные фары можно оставить прозапас или продать по цене новых неоригинальных. 

Отдельного внимания заслуживают фары с рефленными стеклами (т.е. с рисунком). В них устанавливать ксенон с линзами можно только после полировки стекла до удаления рисунка или после изготовления нового акрилового стекла без рисунка. В этих случаях лучше воспользоваться услугами специализированных фирм, которые имеют опыт и соответствующие материалы и оборудование для таких работ.

Что будет завтра

Конечно, новый готовящийся закон о дорожном движении пугает многих автовладельцев. Но в этом вопросе есть «луч света в темном царстве», а точнее надежда на то, что наши законотворцы обратятся к опыту Евросоюза, где есть некоторые оговорки к применению фар с ксеноновыми газоразрядными лампами. Это следует из того, что некоторые европейские и японские модели оснащаются ксеноновыми лампами, которые монтируются в обычных не линзованных фарах (Mercedes, Toyota, Nissan), а, например, встречаются Subaru Forester с ксеноном и без омывателя и динамической регулировки света фар.  А, например, компания Skoda предлагает для модели Spaceback обычные фары с ксеноновыми газоразрядными лампами мощностью 25 Вт и с плотностью светового потока 2000 люмен. Благодаря их меньшему световому потоку (у обычных ксеноновых ламп – 3200лм), у стандартной галогенных ламп накаливания – 1000лм) в конструкцию серийных автомобилей не требуется устанавливать систему динамической регулировки света фар и систему очистку фар. В условиях серийного производства это снижает себестоимость автомобиля и вес оборудования по сравнению с ксеноновыми фарами с большей плотностью светового потока. 

 Так в европейском законодательстве есть одна оговорка, а точнее определенные условия, когда допускается установка «ксенона» без омывателя и динамического регулятора.

Мнение экспертов о безопасности неоригинального ксенона сегодня и готовы ли они выдвигать требования производителям неоригинального ксенона в вопросе повышения безопасности этих систем освещения.

За 10 лет существования альтернативного, «нештатного» ксенонового оборудования на рынке Украины, он прошёл несколько этапов эволюции. Раньше установка  ксенона это был своего рода фетиш, ставили цветовые температуры, с насыщенным голубым цветом для того, чтобы выделится на общем фоне, забывая о том, что высокие температуры имеют эффект ослепления. На протяжении последних лет значительно выросла сознательность и грамотность автомобилистов, что не может не радовать. На сегодняшний день, по нашей статистике более 50% автомобилистов, отдают предпочтение максимально эффективной цветовой темпретатуре с минимальным коэффициентом ослепления. Из выше сказанного можно проследить тенденцию от красоты, к которой тяготели ранее и к эффективности, которая в приоритете сейчас. Появление биксеноновых линз стало снежным комом, который всё продолжает набирать обороты. Китайские «братья» на потребности нашего рынка отреагировали максимально динамично, предложив билинзы, которые призваны решить вопрос качественного света. Тот бум (спрос) на билинзы, который мы наблюдаем сейчас, обусловлен доступной цены оборудования, высокими показателями качества света в сочетании с отсутствием ослепления встречных. К этому сегодня тяготеет большинство людей, устанавливая «нештатное» ксеноновое оборудование на галогенную фару.   

Если говорить о перспективе «нештатного» ксенона на Украине, то отталкиваясь от опыта наших восточных и западных соседей, могу сказать однозначно, наличие линз в головном свете фар и ксенона с цветовой температурой ниже 5000к, автоматически снимает большинство вопросов, связанных с правильностью и законностью эксплуатации ксенонового оборудования в целом.